Найти в статьях

Страх – дело серьезное
Полезная информация - Уроки воспитания

Не рисуй на стене черта,
а не то он в самом деле появится.
Народная мудрость

Принято считать, что страхи – эмоциональные нарушения или неприятные переживания. В норме они выполняют охранительную функцию (самосохранение), поэтому необходимы для правильного функционирования психики и построения поведения.

Нередко эмоциональные состояния и оценочные суждения родителей как бы «заражают» ребенка опасениями, страхами. Например: «Не подходи к собаке – укусит!», «Не подходи к воде – утонешь», «Как только отведу ребенка в детский сад, так обязательно на следующий день заболеет», – говорит мама в присутствии малыша. «Не будешь есть суп – пойдем к врачу, делать укол!». Вот так, простыми на взгляд словами, родители внушают своим детям страхи и опасения. И постепенно ребенок начинает бояться детского сада, врачей, собак, уколов, всего на свете. Обсуждение различных опасностей, разговоры о смерти, болезнях, пожарах, убийствах, отрицательно влияют на маленького человека. Взрослому необходимо правильно выбирать интонацию, мимику, слова, чтобы передать ему уверенность и спокойствие. Приведу случай из жизни. В парке очень большая собака неожиданно подбежала к малышу, понюхала его, а потом лизнула в щеку. Ребенок замер, сморщил носик и только собрался громко зареветь, как увидел добрую улыбку на лице мамы. Она гладила мордочку довольного пса. Мальчик подождал, когда ротвейлер вернулся к хозяину, подошел к маме и с гордостью заявил: «А меня собака на вкус пробовала!»

Как правило, уговоры, обращенные к разуму ребенка, не способствуют решению проблемы, поскольку страх – иррациональное явление. Лучше помогают «охранительные» советы. Дети обычно сами придумывают счастливые талисманы: монетки, цветные стеклышки, мягкие игрушки и прочее, которые оберегают их от несчастья, неприятностей, потерь.

Страхи зачастую появляются как следствие нарушенных взаимоотношений ребенка с социальным окружением. Среди многообразия причин этого явления – конфликтные семьи, асоциальное поведение кого-нибудь из близких родственников, неприятие ребенка, излишняя требовательность, критика, замечания, обещание наказаний, угрозы, запугивание или, наоборот, гиперопека (сверхзаботливое отношение).

Родители иногда и не подозревают о том, что ребенка мучают невротические фантазии, переживания. А узнав, начинают посмеиваться: «Трусишка», «Чепуха, разве этого можно бояться?», «Что же здесь страшного? Это все выдумки!» Высказывания подобного рода не только не добавляют отваги, но и порождают дополнительный страх – страх откровенности со взрослыми. В этом случае нужно рассказать, что у папы и мамы тоже когда-то были страхи, которые они, повзрослев, преодолели. В этом случае ребенок понимает, что бояться не стыдно, и взрослые могут помочь. Нужно создавать атмосферу максимального психологического комфорта, то есть стараться облегчить страдания от страха. Например, оставлять приоткрытой дверь в комнату, где спит малыш, включать ночник; брать крепко за руку, проходя мимо собаки или у лифта. Нельзя сообщать в присутствии ребенка о его страхах. Лучше внушать, что все будет хорошо, ничего плохого не случится, то есть формировать устойчивое чувство защищенности. Детям противопоказаны семейные ссоры, которые порождают разнообразные страхи и чувство вины. Терпеливое, доброе отношение к детям – вот основной совет для воспитания счастливых, здоровых и успешных людей.

Соболева Надежда Геннадьевна, педагог-психолог МОУ Центр Диагностики и Консультирования «Коррекция» г.Владивостока

 

*Перепечатка статей с сайта возможна лишь с письменного согласия ООО «Листа»