Найти в статьях

Методика раннего развития семьи Никитиных
Полезная информация - Уроки воспитания

Вы хотите, чтоб ваши дети были способными и талантливыми?
Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчества,
Но… не опаздывайте, и, помогая, думайте сами. Нет тайны рождения,
Есть тайна развития!
Б.П. Никитин

Семью Никитиных многие называют классиками отечественной педагогики. С конца 50-х годов ХХ века на примере собственной многодетной семьи они продемонстрировали, как, ломая устаревшие стереотипы в воспитании, помочь ребёнку превратиться в самостоятельную, гармонично развитую личность.

В основе системы Никитиных лежит, прежде всего, труд, естественность, близость к природе и творчество. Ребята – хозяева себе, своим поступкам и распорядку. Родители ни к чему не принуждают их, лишь помогают разбираться в сложных жизненных и философских проблемах. Взрослые подталкивают, а не опережают детей, вступая с ними в диалог. Главной задачей воспитания, по мнению Никитиных, является максимальное развитие творческих способностей подрастающего человека и его подготовка к жизни.

Никитины не ставили себе цель изначально научить своих малышей всему как можно раньше. Они заметили, что у ребят развиваются те стороны интеллекта, для которых созданы соответствующие условия. Допустим, ребёнок только начал говорить, а у него среди игрушек уже появляются кубики со словами, пластмассовые буквы и цифры.

Как вызвать в ребёнке желание заниматься?

Условия для развития должны опережать этот процесс. То есть на стены детской комнаты надо повесить карту полушарий, таблицы сотен и тысяч, печатные и прописные буквы, книги. И первые впечатления могут непроизвольно возбудить интерес ребёнка к какой-то области знаний и даже развить определённые способности. Общая работа или работа рядом – это обязательный интерес и к процессу труда, и к его результатам. Здесь следует обратить внимание на важнейший момент: Никогда не стоит делать за малыша то, с ч ем он способен справиться сам, и не решать за него то, что он может решить самостоятельно.

Никитин разработал ряд развивающих игр для детей любого возраста. Никакая определённая методика обучения ребёнку не навязывается. Он погружается в мир игры, где самостоятельно выбирает вид деятельности. Никто не объясняет малышу новых правил, он просто вовлекается в игру с помощью сказки, подражая старшим. При этом малышу нельзя подсказывать. Если ребёнок не может справиться с заданием, нужно вернуться к лёгким или своевременно закончить игру. Если заметно, что кроха достиг потолка своих возможностей или потерял интерес к игре, лучше её на время отложить.

Главной особенностью развивающих игр Никитиных является то, что в них удалось объединить один из основных принципов обучения – от простого к сложному – с очень важным условием творческой деятельности – делать всё самостоятельно.

Разработанных Борисом Никитиным развивающих игр очень много, вот лишь только некоторые из них: «Рамки и вкладыши»; «Разрезные квадраты»; «Дроби»; «Кубики для всех»; «Сложи узор»; «Уникуб».

«СЛОЖИ УЗОР»

Эта игра представляет собой 16 деревянных кубиков с ребром размером 3 см, где каждая грань имеет определённую окраску. Кубики должны быть уложены в деревянную или картонную коробку (её наличие обязательно). Никитин советует начинать игру с ними с 1,5 лет. В начале нужно просто сесть рядышком с ребёнком и вместе рассмотреть кубики: «Смотри, какие красивые кубики! Вот я взяла 4 кубика: один, два, три, четыре. Смотри, это синяя сторона, а это – жёлтая. Какая красивая синяя дорожка у меня получилась! Давай возьмём зайку, видишь, как ему нравится по ней скакать? А теперь дорожка стала разноцветной: синий, жёлтый, синий, жёлтый». Эти кубики способствуют «развитию пространственного воображения, аккуратности, внимания, графических способностей, умению анализировать, синтезировать и комбинировать».

«ДРОБИ»

Возраст для начала этой игры указан разный: от 3-х до 5 лет. Она представляет собой комплект из трёх фанерок размером с альбомный лист. На каждой из них расположено по четыре круга. Все они имеют одинаковый размер, но разные цвета. Первый круг целый, второй разрезан на две равнее части, третий на три, и так далее, вплоть до 12 «долек». Сначала для игры оставляют только первую фанерку с четырьмя кругами. С их помощью можно повторить цвета, посчитать выкладываемые кусочки, сравнить их между собой. Таким образом ребёнок знакомится с математической терминологией. Можно попробовать сделать разноцветный кружок. Очень интересно строить лесенку: внизу – целый круг, дальше половинка, затем треть. С её помощью можно наглядно понять, почему одна вторая больше, чем одна третья.

«УНИКУБ»

Это универсальные кубики, которые вводят малыша в мир трёхмерного пространства. Развитие пространственного мышления позволит ребёнку в будущем овладевать черчением, стереометрией, начертательной геометрией. Игра учит чёткости, внимательности, точности, аккуратности. «Уникуб» представляет собой 27 небольших деревянных кубиков. Грани каждого кубика выкрашены таким образом (всего три цвета), чтобы это сочетание граней было редким, если не уникальным. Именно поэтому так непросто выполнить задания по предлагаемым схемам. Никитин предлагает для «уникуба» 60 заданий. Первые из них автор выполнял с детьми 1.5 – 3 лет, а самые сложные доступны далеко не всем взрослым.

Пастухова Юлия Сергеевна, эксперт-товаровед

 

*Перепечатка статей с сайта возможна лишь с письменного согласия ООО «Листа»