Найти в статьях

Поощрения и наказания при воспитании ребенка
Полезная информация - Уроки воспитания

Довольно часто у родителей возникают сомнения в том, правильно ли они наказывают ребенка. Эффективную систему использования поощрений и наказаний для изменения поведения представляет «поведенческий подход» в психологии.

Для начала определитесь с перечнем тех форм поведения, которые необходимо менять: составьте список, где укажите конкретные примеры желаемого поведения. Например, вместо неоднозначного «помогать маме», конкретное «убрать со стола после еды», вместо «хорошая учеба» – «за неделю получить две «пятерки»» и пр. Очень важно, чтобы описание желаемого поведения было четким и конкретным, а критерии его выполнения однозначными и очевидными. Ребенку должно быть понятно, чего от него ждут.

Обсудите с ребенком, с какой из имеющихся проблем будет проще справиться, распределите оставшиеся проблемы в порядке возрастания сложности. Договоритесь, что решать проблемы будете постепенно, только после решения первой (самой простой) переходите к решению следующей, запаситесь терпением.

Определитесь вместе с ребенком, какие «призы» (поощрения) он будет получать за желаемое поведение, а также какое наказание последует в обратном случае. Поощрения – это приятные для ребенка события: не обязательно, чтобы это были конфеты, игрушки, деньги, как обычно думают родители. Ваша похвала, поцелуй, рассказ по телефону отцу, «какой ребенок сегодня молодец, сделал…», дополнительное время, проведенное в совместной игре с родителями могут быть куда более значимыми стимулами для выполнения обещания ребенка. Наказания – неприятные для ребенка события, которые следуют за нежелательным поведением, например, строгий взгляд, оставление в одиночестве, насмешка, «штраф» и др. В виде наказания также можно использовать лишение поощрения, которое обычно получал ребенок.

Составьте вместе с ребенком список поощрений и список наказаний. Для начала использования описываемого подхода очень важно, чтобы поощрение можно было осуществить сразу после выполнения ребенком желаемого поведения, в противном случае также сразу применить наказание.

Для начала коррекции проблемного поведения договоритесь с ребенком об адекватном поощрении первого примера желаемого поведения из списка. Заключение «договора» в письменной форме, с подписями ребенка и родителей, придаст больше серьезности и веса вашему соглашению, приведет к более ответственному поведению ребенка.

Обратите внимание: в случае выполнения ребенком условий договора отсутствие обещанного поощрения перечеркнет все ваши совместные усилия.

Как правило, если для ребенка поощрение является значимым, поведение ребенка меняется довольно быстро. Важно найти именно такие поощрения.

После того, как становится очевидным, что система «договоров» работает, можно перейти к опосредованным и накопительным поощрениям: использовать «жетоны» (фишки, звездочки и пр.), которые ребенок получает после осуществления желаемого поведения и накапливает, чтобы обменять (например, в конце недели) на «приз». Важно также изначально оговорить с ребенком «цену» разных призов (сколько «жетонов»). Кроме того, имеет смысл оговорить систему штрафов (снимать «жетоны») за проступки.

После первых изменений в поведении ребенка последовательно решаются остальные поведенческие проблемы из списка.

Важно, чтобы поощрения были эмоционально значимыми для ребенка, особенно вначале всячески подчеркивайте ценность усилий и достижений ребенка в изменении его поведения.

Романова Елена Владимировна, врач-психотерапевт Краевой детской психиатрической больницы (детская поликлиника №8 Советского района)

 

*Перепечатка статей с сайта возможна лишь с письменного согласия ООО «Листа»