Найти в статьях

Малыш, расскажи мне о Боге!
Полезная информация - Уроки воспитания

Каждый ребенок приходит в мир с вестью,
что Бог еще не разочаровался в людях.
Р.Тагор

Однажды мы с детьми решили начать изучение истории. Откуда начать? С истории Родины, с возникновения Человека или Земли, а может быть Вселенной? Но тогда это уже не история, а космология! Так мы вместе впервые поняли, что все науки едины, а разделение их условно и искусственно. И решили начать с НАЧАЛА. Я готовилась рассказать о разных гипотезах возникновения материального мира, а потом решила спросить об этом у самих детей. Они рассказали мне обо всем: Никита (7лет) - о Большом взрыве, Дарина (5 лет) - о Сотворении, а пятилетний Петр просто сказал, что все произошло от Бога. На вопрос, откуда он это знает, ответ - Я ПРОСТО ЗНАЮ. Так я поняла, что детям нужны вопросы, а не готовые ответы, а главное - нам, взрослым, нужны ответы Детей! Ответы маленьких детей, которые ВЕДАЮТ или ПРОСТО ЗНАЮТ, пока мы не убедим их, что они маленькие, а знать они будут, когда им расскажут взрослые или умные книги.

Дорогие взрослые, давайте посмотрим, что мы делаем с нашими детьми, связывая их пеленками; оставляя плакать в кроватке, когда очень нужно мамино тепло; гремя погремушкой перед глазами младенца, в которых отражается Вечность; пичкая искусственным питанием (экологическая катастрофа для дитя!); прерывая великий процесс познания мира, разгоняющий Мысль, только потому, что нам кажется - важнее вовремя покормить ребенка; покупая игрушечное оружие (оружие существует для убийства!). Малыш, Человек-Творец смиряется, думая, что мир таков, что его крылья здесь не нужны, из любви прощая родителей, постепенно становясь просто организмом, который вовремя кушает. К сожалению, родители доверяют воспитание - питание возвышенным - и образование - создание образа - другим людям. Традиционная школьная программа состоит из разрозненных предметов, из уже открытых кем-то фактов, которые нужно запомнить и воспроизвести, как можно точнее, действуя по заданному алгоритму - и чем ты ближе к алгоритму, тем ты успешнее. А потом единый госэкзамен (ЕГЭ) - еще один страшный удар системы по нашим детям, по тем, кто еще имеет СВОЕ мнение. Телевизор, компьютерные кровавые игры дополняют эту жалкую картину.

Главной чертой человеческого интеллекта является способность к творчеству. Б.П.Никитин сформулировал «Гипотезу возникновения и развития творческих способностей». Деятельность людей содержит в себе два типа задач: “старые”, решению которых человека учили, которые он делал раньше и для которых приобрел знания, умения и навыки, и “новые”, которые он раньше не делал и решению которых не обучался. Основу подавляющего большинства профессиональных работ составляют “старые” задачи.

Способности вообще предполагают умение решать оба типа задач и поэтому складываются из двух принципиально различных частей: исполнительских и творческих способностей. Исполнительские способности - продукт обучения, усвоения ранее открытого, запоминания, повторения, тренировки. Они - главный продукт традиционного обучения. Творческие способности - продукт самодвижения, самостоятельного разрешения задач и вопросов, самостоятельного вскрытия закономерностей и связей между предметами и явлениями. Это продукт развития свободного, при котором интерес и увлечение - главные движущие силы.

Ребенок обладает колоссальными возможностями развития. Но развиваться начинают только те способности, для которых имеются стимулы и условия. Возможности развития не остаются неизменными. Если соответствующие способности не развиваются, если у ребенка нет необходимых видов деятельности, то эти возможности начинают утрачиваться, деградировать. Это угасание возможностей к развитию - необратимый процесс! Необратимость этого процесса порождает всеобщее мнение о врожденности творческих способностей. Наша бедность на людей с высоким творческим потенциалом объяснима лишь неизмеримыми жертвами, которые мы пока приносим необратимому угасанию возможностей развития в силу традиций и незнания….

К счастью, существуют программы развивающего образования, где детям задают вопросы, а не дают готовые знания, где они каждый день делают открытия, где ускоряется их мысль. Попробуйте услышать ответы детей, в них больше правды, чем нам кажется. Но - важное условие - нужно действительно хотеть услышать правду, спрашивать искренне и серьезно, по-настоящему слушать и верить в ребенка. Однажды на мой вопрос о происхождении каменных сооружений, дольменах, маленький ребенок сначала ответил - не знаю, а через несколько секунд - ой, уже знаю, и рассказал удивительную историю…..

Хорошо, если родители готовы с радостью заниматься и расти вместе с ребенком, а рядом есть мудрые бабушки и деды. Если есть баланс между уважением к Ребенку и почитанием Старшего поколения. Если родители стремятся и могут быть примером для своих детей и готовы слышать ребенка. К счастью, все больше родителей понимает, что Дети приходят к нам, чтобы изменить мир к лучшему, и для них и для нас - СЧАСТЬЕ делать это ВМЕСТЕ!

- Сколько тебе лет - восемь, сколько веков - не счесть…».. В семье родился второй ребенок. Занятые родители установили камеру в комнате малыша, которая сняла такой разговор: старший братик, разговаривая с младенцем, просит: малыш, расскажи мне о Боге - я стал его забывать…

 

*Перепечатка статей с сайта возможна лишь с письменного согласия ООО «Листа»