Найти в статьях

В мире детских эмоций
Полезная информация - Уроки воспитания

Дети ведут нас на высшие уровни развития человеческого духа…
М. Монтессори

Многие специалисты по дошкольному образованию констатируют, что эмоциональная сфера современных малышей развита достаточно слабо. Причин этому довольно много, главная из которых заключается в том, что взрослые в наше время направляют все свои усилия в первую очередь на развитие интеллектуальных способностей ребенка, забывая о его чувствах и эмоциях. А ведь эмоции играют важную роль в жизни детей: они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее и в конечном итоге определяют всю жизнь человека и его место в обществе.

Эмоции и чувства – это своеобразное личностное отношение человека не только к окружающей действительности, но и к самому себе. Мир чувств и эмоций сложен и многообразен. Богатство эмоциональных переживаний помогает человеку глубже понимать происходящее, более тонко проникать в переживания других людей, их межличностные отношения, способствует познанию человеком самого себя, своих возможностей, способностей, достоинств и недостатков, мира окружающих его предметов и явлений.

Еще Гиппократ признавал, что решающую роль в понимании внутренних процессов, происходящих в организме, играют эмоции.

Мы считаем, что с самого раннего возраста необходимо знакомиться с собственными эмоциями, изучать их так же, как мы с детства знакомимся с буквами, овладеваем грамотой. Это дает нам возможность в дальнейшем стать хозяевами своей душевной жизни и не позволять эмоциям, особенно негативным, руководить нашими словами, мыслями, поступками и чувствами и, что самое главное, искажать общение с другими людьми.

Воспитание через эмоциональное воздействие – очень тонкий процесс. Основная задача заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы направлять их в нужное русло. Для ребенка распознавание и передача эмоций – достаточно сложный процесс, который требует от него определенных знаний, определенного уровня развития. Ведь передача эмоций – это не только выражение лица, но и определенная поза, жесты, которые соответствуют тому или иному эмоциональному состоянию.

Главная цель развития эмоциональной сферы дошкольников – научить детей понимать эмоциональные состояния свои и окружающих их людей; дать представления о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слово), а также совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями.

Важно, чтобы деятельность ребенка была эмоционально насыщенной. Все, во что включается дошкольник – игра, рисование, лепка, конструирование, подготовка к школе и т.д., – должно иметь яркую эмоциональную окраску, иначе деятельность не строится или быстро разрушается. Ребенок, в силу своего возраста, просто не способен делать то, что не вызывает у него интереса. Радость при узнавании нового, удивление и сомнение, яркие положительные эмоции не только сопровождают маленькие открытия ребенка, но и вызывают их. Окружающий мир, природа особенно манит малыша таинственностью, загадочностью. Она ставит перед ним многочисленные проблемы, которые малыш пытается решить.

В ходе занятий дети начинают понимать, какие действия и поступки приводят к одним и тем же переживаниям у всех людей независимо от возраста и пола. У них постепенно формируется понятие о гуманном и негуманном поведении, они учатся замечать общность настроения природы и человека, сострадать людям, животным, растениям. Занятия способствуют снижению тревожности и агрессивности у детей, развитию у них эмпатии (способности к сопереживанию), воображения, творческих способностей и, главное, приобретению навыков позитивного общения не только со сверстниками, но и со взрослыми. Также дети с развитой эмоциональной сферой не испытывают затруднений в адаптации. Эмоциональная неустойчивость, неумение ребенка выразить свои чувства и эмоции при неблагополучных условиях приводят к невротическим расстройствам и психосоматическим заболеваниям. Поэтому так важно привлекать внимание детей к эмоциональному миру человека; обучать дошкольников выражению эмоций и их распознаванию.

Лебедева Елена Владимировна, психолог начальной школы с дошкольным отделением школы-интерната для одаренных детей ВГУЭС

 

*Перепечатка статей с сайта возможна лишь с письменного согласия ООО «Листа»