Найти в статьях

Пишем без ошибок
Полезная информация - Здоровье ребенка

Проблемы, с которыми родители часто обращаются к педиатру в последнее время, связаны с тем, что ребенок не хочет разговаривать, или с тем, что у ребенка есть проблемы с обучением в школе.

Многочисленные дефекты речи у взрослых людей свидетельствуют о нерешённых проблемах в детском возрасте. Решать их нужно профессионально, своевременно и систематично с помощью специалистов. Родители всегда поймут своего ребёнка, а остальные? Так и разрастается ком проблем: коммуникация со сверстниками, правописание и др. Если ребенок неправильно произносит звуки, это неизбежно отразится на написании слов. Поэтому все нарушения звукопроизношения необходимо исправить до начала обучения грамоте. Иначе возникнут нарушения письма и чтения, такие как дисграфия и дислексия.

Дислексия

Дефицит фонематического слуха почти наверняка означает, что ребенок будет испытывать трудности с обучением чтению. Овладение чтением зависит от осознания того, что напечатанные буквы (графемы) соответствуют фонемам – наименьшим звуковым единицам. Умение делить слова на фонемные сегменты (фонемное осознание) рассматривается многими учеными как основная причина дислексии.

Дислексия представляет собой специфическую трудность в обучении чтению. Иногда ее называют слепотой на слова. Детям с дислексией трудно отождествлять звуки с их графическими символами. Дети с дислексией плохо воспринимают речь на слух и перерабатывают аудиоинформацию более медленно, чем другие ученики, несмотря на то, что хорошо понимают прочитанное. Дислексики часто догадываются о значении неизвестных им слов по контексту.

Люди с дислексией часто обладают высокими способностями в других областях – изобразительное искусство, пространственное мышление или решение абстрактных задач.

Дисграфия

По той же самой причине не формируется в нужной степени и грамматический строй речи. При недостаточности фонематического восприятия многие предлоги или безударные окончания слов для ребенка остаются «нулевыми». Специфические ошибки могут появиться уже во втором полугодии обучения в первом классе. Они могут быть вначале единичными, затем их количество возрастает. А бывает и сразу большое количество ошибок. Ошибки могут быть смешанного типа или относиться к одной из форм дисграфии. В первую очередь, это пропуски и замены букв, не связанные с орфографическими правилами.

Дети с дисграфией обычно пишут очень медленно, с трудом читают, проблемы возникают даже при копировании. Им так трудно писать и приходится так сильно концентрироваться на механизмах письма, что они не в состоянии излагать свои мысли в письменной форме. Школьникам с дисграфией легче печатать лекции с помощью клавиатуры компьютера, чем конспектировать за учителем. Им обычно помогает использование ноутбука.

У детей могут возникать и другие трудности при обучении в школе.

Дисфазия – это языковое нарушение, затрудняющее как собственно говорение, так и понимание устной речи. Люди с рецептивной дисфазией с трудом различают звуки, быстро следующие один за другим. Встречается также экспрессивная дисфазия, не позволяющая говорить спонтанно. При семантической дисфазии есть трудности в припоминании и выборе слов. Если у человека имеется синтаксическая дисфазия, он не в состоянии организовать слова в предложения.

Арифметические проблемы называются дискалькулиями. Они возникают как результат плохой памяти (слабой пространственной ориентации, недостатков визуализации, внимания к деталям). Дискалькулия внимания и последования не позволяет работать со знаками переноса, такие дети забывают десятичные (или другие) математические знаки, иногда пропускают цифры в написании чисел. Дети с пространственной дискалькулией путаются при написании примеров сложения и вычитания «в столбик».

Анарифметрия развития выражается в том, что дети путают арифметические действия, такие как сложение, вычитание, умножение, деление.

Когда надо начинать работать с ребенком?

Родителям четко надо усвоить простую истину: ребенка необходимо воспринимать как собеседника с момента его нахождения в утробе матери. Очень важно как можно больше говорить с малышом, даже тогда, когда он еще не научился вам отвечать. Помните – он запоминает, что вы говорите и как вы говорите. Именно вашей речью пополняется активный и пассивный словарный запас, а в дальнейшем и связная речь ребенка.

Нужно насторожиться, если ребенок примерно к 1 году 2 месяцам не повторяет за взрослым слоги и односложные слова («ба», «да» и т.п.), у малыша отсутствует звукоподражание, если в 2 года он не строит самостоятельно предложения из двух слов. Нужно бить тревогу, если ребенок в 2 года и 6 месяцев не строит предложение из трех-четырех слов, простые и сложносочиненные.

В период с 3-х до 5-ти лет желательно проконсультироваться у логопеда в любом случае. В этом возрасте многие дети неправильно произносят звуки, однако нарушение звукопроизношения может быть как следствием естественных физиологических причин, так и симптомом речевой патологии.

Все недостатки звукопроизношения важно устранить еще в дошкольном возрасте, до того, как они превратятся в стойкий, сложный для корректировки дефект. Кроме того, важно помнить, что в дошкольный период речь ребенка развивается наиболее интенсивно, а главное – она наиболее гибка и податлива для исправления. Однако не стоит отчаиваться, речь человека развивается всю его жизнь, поэтому помочь логопед может и взрослым.

Таким образом, при подобных нарушениях речи требуется постоянное внимание и помощь родителей, педагогов и логопеда.

Чем могут помочь родители:

  • Почаще играйте с ребенком в различные игры: сюжетные и настольные, со словами и геометрическим материалом. Не навязывайте ему ту или иную игру, предложите – а он пускай выберет сам.
  • Найдите на полянке три цветка (травинки, шишки). Попробуйте описать один из них, а ребенок пусть догадается, о каком именно идет речь. Потом поменяйтесь ролями.
  • Попросите ребенка определить характер деревьев. Начните рассказывать сами – пусть малыш заметит, что они не похожи друг на друга. Одно – величаво-торжественное, другое – бесшабашно-веселое, третье – трагически грустное.
  • Нарисуйте на бумаге план комнаты, где будет проходить игра, спрячьте в ней игрушку и покажите на плане место ее расположения. Ребенок должен найти вещь, опираясь на схему. Это можно делать и на детской площадке, что значительно усложнит задание. Игра поможет развитию логического мышления, пространственной ориентации и умения действовать по определенной схеме.
  • Разрешите ребенку свободно пользоваться карандашами, фломастерами, ножницами, бумагой, клеем и т.д.
  • Предлагая ребенку серию сюжетных картин, обратите внимание на то, как он рассматривает их, на что обращает внимание. Следите за тем, допускает ли ребёнок ошибки при составлении рассказа, умеет ли увидеть их и исправить.
  • Поощряйте игры с другими детьми. По возможности чаще водите ребенка в интересные для него места: лес, музей, театр, цирк, на елку, на каток, в зоопарк и т.д.
  • Ограничивайте время просмотра телевизора, смотрите передачи вместе и обсуждайте увиденное.

Попова Сюзанна Викторовна, врач высшей категории функциональной диагностики

 

*Перепечатка статей с сайта возможна лишь с письменного согласия ООО «Листа»