Найти в статьях

На зарядку становись?
Полезная информация - Я расту

Так хочется, чтобы твой самый неповторимый и самый любимый малыш вырос крепким, здоровым и жизнерадостным. Тем более, что помочь ему в этом так просто! И не надо изобретать велосипед.

Еще много веков назад для развития моторных и речевых навыков ребенка русские женщины использовали «пестовальную гимнастику» (от стар. «пестовать» – растить, воспитывать). Простые гимнастические и массажные движения сочетаются с короткими ритмичными потешками, которые приводят в восторг малыша.

Не нужно выбирать какое-то особое время для занятий: вы просто повторяете их несколько раз в день, когда вам удобно. Конечно, желательно выбирать время, когда малыш еще не устал от бодрствования и находится в добром расположении духа, то есть наиболее подходящим будет первый час после любого из снов ребенка.

Ограничений в количестве и длительности такой гимнастики нет: вы можете продолжать, пока это не надоест вам или вашему крохе! Почему?

Во-первых, потому что пестовальная гимнастика не дает сильной нагрузки на психику ребенка – не пытается «научить» его ничему новому, она лишь поддерживает интересы и умения, уже сформировавшиеся у детки. Комплекс направлен на то, чтобы помогать ребенку в развитии, а не опережать его.

Во-вторых, пестовальная гимнастика – это не столько зарядка, сколько общение, которое всегда радует малыша. И хотя ноу-хау наших предков содержит элементы профессионального детского массажа (что подтвердит любой специалист), это все же – игра.

А в-третьих, когда вы увидите, как радуется такому способу проведения времени ваш драгоценный ребенок, вам захочется побаловать его подольше.

Помимо всего прочего такая гимнастика помогает ребенку в освоении своего тела, которое пока не слушается, но ведь уже так хочется схватить игрушку, потрогать свой нос и ушки, дотянуться ножками до карусели, сесть, да и встать, наконец!

Итак, что же это за волшебные упражнения?

Упражнения для детей от рождения до 2х месяцев

Только что рожденный малыш не привык ощущать свое тело иначе как в неразрывной связи с тесной маткой, которая еще недавно была его домом. Скорее всего, он воспринимает себя как эллипс (по форме матки). В этот период надо помочь новорожденному «переосознать» свое тело и «найти» свои ножки и ручки. Ни в коем случае не стоит разгибать и распрямлять ребенка насильно, чтобы не привить ему негативных эмоций по отношению к своему телу! В этом возрасте ваша помощь будет заключаться в разнообразных прикосновениях: целуйте детку, поглаживайте, слегка щекочите, пощипывайте и похлопывайте.

Варианты стишков-потешек:

Расти, (имя ребенка), выше
Боярской и царской крыши.
Расти-вырастай,
Мамку с батькой почитай.
Расти с дуб толщиной
Да с хоромы вышиной.

Хорошеньким – хорош,
Пригоженьким – пригож.
Родненьким – родной,
А мне так вовсе золотой!

Раньше потешки создавались в ходе общения с ребенком или передавались «из уст в уста», никто ничего не заучивал. Когда я оглаживала своего малыша, я просто называла части тела и тут же искала к ним рифму:

Вот такие пятки
Выросли на грядке,
Вот такие ножки
Принесли нам кошки,
Вот такую попку
Мы нашли в коробке,
А вот эту спинку мы нашли в корзинке…

Вот такие ручки
Выпали из тучки,
Вот такие плечики
Принесли кузнечики…
И так можно до бесконечности.

Упражнения для детей 3-8 месяцев

В этом возрасте ребенок начинает познавать мир активно, его уже явно не устраивает положение лежа на спине и вечный потолок. Сначала он учится переворачиваться, потом сидеть, потом ползти, стоять… Сейчас нужно помочь крохе обрести власть над своим телом, именно на этом этапе дети открывают, что это ИХ СОБСТВЕННЫЕ ручки и ножки! И они могут ими управлять.

Просыпалочка:

Потягунюшки, порастунюшки (поглаживаем от головы до пяточек),
Поперек толстунюшки,
А в ножки – ходунюшки (двигаем ножками),
А в ручки – хватунюшки (сжимают и разжимают кулачки),
А в ушки – слышунюшки (показывают ушки),
А в глазки – глядунюшки (показывают глазки),
А носику – сопунюшки (показывают носик),
А в роток – говорок (показывают ротик),
А в головку – разумок! (гладят по головке).

Ручки:
Разводим прямые ручки в стороны, потом перекрещиваем на груди. Пока тонус в ручках сильно ощущается, делаем это медленно и очень ласково:

Батюшке – сажень,
Матушке – сажень,
Дедушке – сажень,
Бабушке – сажень…
(называем еще несколько родственников)
А нашему малышу-крепышу большая-пребольшая-наибольшая!

Вытягиваем ручки вперед и к середине, как бы боксируя:

(Имя ребенка) тяну, рыбу ловлю.
Ловись-ловись рыбка
Большая-преогромная (разводим руки в стороны).

Тяну холсты, холсты просты,
Тяну-тяну, перетягиваю,
Поперек, поперек, укладываю (руки скрещиваем на груди).

Еще одна забавная игра, направленная на развитие координации ручек:

Чушки, вьюшки, перевьюшки (крутим кулачки друг вокруг друга),
Тимбирлим, сидит в кадушке (стучим кулачками друг о друга со стороны ребер ладошек),
А мы его по макушке (приближаем ручки малыша к голове),
Бац-бац-бац (прикасаемся кулачками к головке).

Или просто:

Вьюшки, вьюшки,
Вьюшки вью,
Колотушки колочу,
Приколачиваю (стучим кулачками друг о дружку).

Ладошки:
Очень важно на протяжении первых лет жизни ребенка развивать ладони и пальчики – в них множество нервных окончаний, стимуляция которых невероятно важна для здорового роста нервной системы и различных отделов головного мозга.

Птичка-птичка (водим пальчиком по ладошке),
Вот тебе водичка (сделайте тот же круг, но уже с помощью пощипывания или покалывания),
Вот тебе крошки
На моей ладошке.

Сорока-Ворона,
Кашу варила (водим пальчиком по ладони),
Малых деток кормила.
Этому дала (трогаем все пальчики от большого до безымянного),
А ты мал (берем в щепотку мизинчик),
Не помогал,
Воду не носил,
Дров не рубил
– нет тебе ничего.

Подошвы ног, так же как и ладони – сплошь нервные окончания. Занятия с ними помогут малышу уверенно управлять ими, что в свою очередь ускорит процесс «вставания» и ходьбы.

Куй, куй, каблучок! (поколачиваем по пяточке)
Подай, бабка, башмачок.
Не подашь башмачка –
Не подкуем каблучка.

Сидит белка на тележке (круговыми движениями гладим пяточку),
Раздает она орешки.
Мишке толстопятому – (проглаживаем пальчики, начиная с большого)
Заиньке усатому –
Лисичке-сестричке –
Воробью – синичке,
Кому в роток (гладьте большим пальцем подушечки стопы),
Кому в зобок,
Кому в лапочку.

Топ-топ-топоток (стучим ножками по столу, как будто прыгаем),
Полетели на носок (касаемся пальчиками ног носика).
С носика, хлоп-хлоп,
На животик, шлеп-шлеп (касаемся ребром стопы животика),
По дорожке побежали-побежали (стучим ножками по столу, как будто бежим).

Животик:

На лугу, на лугу (гладим животик по часовой стрелке)
Стоит миска творогу (легонько шлепаем руку на живот).
Прилетели две тетери (пощипываем двумя руками),
Поклевали, улетели (гладим сверху вниз).

Гладим живот по часовой стрелке:
Варим-варим кашку,
Кашку-вкусняшку,
Будет-будет кушать
Наш малыш (имя ребенка).
Варим-варим-куховарим.

Спинка:
От того, насколько часто и ласково касаетесь спинки ребенка, зависит, когда он сядет и какой станет его осанка. Гладим спинку сверху вниз ладошкой, снизу вверх тыльной стороной.

Идёт бай по стене,
Несёт лапти на спине,
Детёнкам по избёнкам,
Дарит по лаптёнкам…

Папа-ёж, папа-ёж,
Ты нам спинку не потрёшь?

Упражнения для деток старше 8 месяцев

Ручки:
Ладошки малыша совсем раскрылись и нуждаются в тонкой координации между собой. Переложить погремушку из руки в руку малыш уже умеет, а вот, скажем фасолину – вряд ли. Очень хороша на этом этапе игра известная и всеми любимая.

Ладушки, ладушки,
- Где были?
- У бабушки.
- Что ели?
- Кашку.
- Что пили?
- Бражку.
Бражка сладенька,
Кашка масленька,
Бабушка добренька.
Попили, поели,
Домой полетели.
Полетели, полетели,
Полетели, полетели,
На головушку сели.

Животик:

Идет коза рогатая
За малыми ребятами,
Забодает, забодает, забодает!

Спинка:
Для массажа уже появляется больший простор. Можно не просто ощупывать и оглаживать, но похлопывать, потирать, постукивать ребром ладошки и кулаком – почти настоящий взрослый массаж, только, конечно, в игровой форме.

Мы капусту рубим, рубим, (рубящие движения рёбрами ладоней)
Мы морковку трём, трём, (трущие движения костяшками пальцев)
Мы капусту солим, солим, (точечные прикосновения пальцами)
Мы капусту жмём, жмём, (прожимание мышц пальцами)
Сок капустный пьём, пьём. (поглаживающие движения ладонями)

Били лён, били, (стучим кулачками по спине)
Топили, топили, (растираем ладонями)
Колотили, колотили, (похлопываем)
Мяли, мяли, (разминаем пальцами)
Трепали, трепали, (трясём за плечи)
Белы скатерти ткали, (чертим ребрами ладоней)
На столы накрывали. (поглаживаем ладонями)

Рельсы, рельсы, (проводим одну, потом другую линии вдоль позвоночника)
Шпалы, шпалы, (проводим поперечные линии)
Ехал поезд запоздалый. («едем» ладонью по спине)
Из последнего вагона
Вдруг просыпался горох. (стучим по спине пальцами обеих рук)
Пришли куры, поклевали, (стучим указательными пальцами)
Пришли гуси, пощипали, (щипаем спинку)
Прошёл слон, («идём» по спине тыльной стороной кулаков)
Прошла слониха, («идём» кулаками, но с меньшим усилием)
Прошёл маленький слонёнок. («идём» тремя пальцами, сложенными в щепоть)
Пришёл директор магазина, («идём» по спине двумя пальцами)
Всё разгладил, всё расчистил. (поглаживаем спину ладонями вверх-вниз)
Поставил стол, (изображаем – стол кулаком)
Стул, (стул – щепотью)
Печатную машинку, (печатную машинку — пальцем)
Стал печатать: («печатаем» по спине пальцами)
Я пришлю жене и дочке,
Дзинь-точка. (на этих словах каждый раз щекочем бочок)
Разноцветные чулочки,
Дзинь-точка.
Прочитал, (водим пальцем, как будто читаем)
Помял, разгладил, (щипаем, а затем поглаживаем спинку)
Прочитал, помял, разгладил,
Сложил, (можно делать поглаживающие движения, имитируя действия с письмом)
Отправил. («кладем письмо» за шиворот)

Вестибулярный аппарат:
Покачивания, кружения и танцы помогут вашему малышу не терять равновесия – физического и душевного! Посадите малыша на коленки и пусть он «поездит».

Так едут казаки-казаки! (вскидываем коленки высоко)
Так едут доктора-доктора! (часто и мелко двигаем коленями)
Так едут мужики-мужики! (медленно и тяжело поднимаем и опускаем коленки)
А так они падают в ямку. (раздвигаете коленки и даете малышу немного упасть, но подхватываете)

Эту игру можно проводить, используя самые разные стишки, чтобы малышу она не наскучила. Вот еще несколько:

Ехали мы, ехали
На дачу за орехами.
В ямку бух, а там петух.

Ехали лесами,
Ехали полями,
Ехали гладко –
Спали сладко.
Ехали ухабами –
Бранились с бабами.
Плыли морями,
Летали лебедями.
К тебе, Маша, приехали,
Выходи нас встречай,
Чаем нас угощай.

Еду-еду,
к бабе, к деду.
На лошадке,
В красной шапке.
По ровной дорожке
На одной ножке.
В старом лапоточке –
по кочкам, по кочкам.
Все прямо-прямо,
А потом вдруг в яму…

Потешки и приговорки – дело вашей безграничной фантазии. А ребенок всегда рад услышать от вас что-нибудь новенькое и веселенькое.

Пономаренко Ирина, мама 2-летнего Илюши

 

*Перепечатка статей с сайта возможна лишь с письменного согласия ООО «Листа»