Найти в статьях

Как формируется речь
Полезная информация - Я расту

Как известно, своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребенка.

Процесс формирования речи охватывает несколько возрастных этапов.

Особенно продуктивным и важным в этом плане является период раннего и младшего дошкольного возраста – от восьми месяцев-одного года до 3-4 лет. В течение этого короткого отрезка времени ребенок овладевает основными закономерностями языка.

К 3-4 годам словарь ребенка состоит примерно из 800-1000 слов, при этом ребенок практически не использует звукоподражаний и облегчённых вариантов слов. Он умеет строить основные виды предложений с соблюдением норм грамматического оформления. Четырехлетний ребенок может пересказать содержание простой сказки, рассказать о своих действиях, проанализировать бытовую ситуацию.

Ниже приведена таблица, в которой дана последовательность появления тех или иных явлений в детской речи и обозначены возрастные нормативы их появления. В таблице приводятся среднестатистические данные о сроках, в течение которых могут появиться те или иные формы общения и языковые единицы в соответствии с нормой развития. Эти сроки могут быть достаточно растянутыми, что объясняется индивидуальными особенностями развития ребенка. Тем не менее, если в определенный период указанные формы не появляются, или вы видите единичные проявления, это должно насторожить вас.

Известно, что речевое развитие мальчиков и девочек отличается некоторым своеобразием. Для девочек характерно более раннее начало речи. У них быстро растет словарь слов, обозначающих предметы. Девочки сравнительно поздно осваивают фразовую речь, зато стараются говорить правильно, «как взрослые». Речь мальчиков характеризуется более поздним началом. У них, прежде всего, формируется словарь названий действий, относительно рано формируется грамматический строй, но говорят мальчики при этом часто «на своем языке».

Одна и та же ситуация оречевляется мальчиками и девочками по-разному. Например, ребенок хочет мячик. Скорей всего, мальчик будет громко кричать: «Дай!», а девочка тихо скажет: «Мячик». Для родителей разница небольшая, а для специалиста значимая.

Динамика формирования речи в онтогенезе

Форма речи
Примерный возраст появления
1 Интонирует звуки (Вы можете различать крики удовольствия и неудовольствия) 1—2 мес.
2 Гуканье, гуление (Ребёнок повторяет за вами или самостоятельно произносит отдельные слова, как будто играет с ними) 1,5—3 мес.
3 Лепет (Ребёнок повторяет за вами и сам произносит что-то похожее на слова) 4—5 мес.
4 Лепетные слова (Ребёнок использует в речи «нянькин язык»»: слова состоят из двух-трёх открытых слогов (ляля, тата, Кука и другие), много звукопродражаний (би-би, гав-гав, пи-пи и прочие) 8 мес.—1 год 2 мес.
5 Двусловные предложения (Ребёнок, общаясь с вами, объединяет два слова, например: дай пи (дай пить), папа нет (папы нет дома) и т.п.) 1 год 6 мес.—2 года 2 мес
6 Активный рост словаря (Ребёнок спрашивает, как это называется) 1 год 9 мес.—2 года 6 мес
7 Появление грамматических форм слова (Ребёнок изменяет слова в речи по числам, родам, падежам) 2 года 4 мес.—3 года 6 мес.
8 Словотворчество (Ребёнок «сочиняет» свои слова, но при этом использует законы родного языка) 2 года 6 мес.—3 года 5 мес.
9 Ребёнок проговаривает свои действия, когда он один играет с игрушками или занят каким-то делом. 2 года 6 мес.—3 года 6 мес.

Признаки благополучного развития речи у ребенка:

  • Физическое развитие ребенка соответствует возрасту.
  • У ребенка нет никаких неврологических заболеваний.
  • Ребенок активно общается со знакомыми и родными и стесняется разговаривать с незнакомыми людьми.
  • Ребенок охотно повторяет за вами все, что слышит.
  • Ребенок активно решает свои проблемы с помощью речи.
  • Ребенок вслушивается в свою речь и старается исправить свои ошибки сам.

Признаки неблагополучного развития речи у ребенка:

  • У ребенка есть неврологические заболевания.
  • Ребенок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые он слышит.
  • Когда ребенок слышит просьбу «Повтори» или «Скажи это еще раз», он молчит, стиснув зубы, или уходит, как будто вас не слышал.
  • Он предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам за помощью («самостоятельный» ребенок).
  • Ребенок одинаково активно общается со знакомыми и незнакомыми людьми.
  • Ребенку безразлично, понимает ли его кто-то. Он говорит на одном ему понятном языке. На замечания «Скажи еще раз лучше» не реагирует.
  • Речь ребенка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников.

Если вы обнаружили хотя бы один признак неблагополучного развития речи ребенка, значит ему необходима помощь!

Белогривая Юлия Александровна, дефектолог психотерапевтического отделения ГУЗ « Краевая детская психиатрическая больница»

 

*Перепечатка статей с сайта возможна лишь с письменного согласия ООО «Листа»