Найти в статьях

Логопед в детском саду – кому он необходим?
Полезная информация - Важно знать

В нашем городе во многих детских садах наряду с обычными, ведется набор в логопедические группы. Как правило, такие группы «забиты под завязку», а работы у воспитателей-логопедов всегда много.

Дошкольные образовательные учреждения и группы для детей с нарушениями речи являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему дошкольного образования. Детским садам для детей с нарушением речи принадлежит ведущая роль в их воспитании и развитии, в коррекции и компенсации речевых нарушений, в подготовке этих детей к школе.

Коррекционная работа по обучению и воспитанию дошкольников с недостатками речи включает ежедневное проведение фронтальных и индивидуальных занятий, осуществление преемственности в работе логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, физработника. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.

Дети с ОНР (общим недоразвитием речи) – это особая категория детей, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты. Речевые нарушения, возникнув в результате воздействия какого-либо потенциального фактора, сами по себе не исчезают и при отсутствии специально организованной коррекционной работы могут отрицательно сказаться на дальнейшем развитии ребенка. Как показывает практика, в дошкольном возрасте речевые нарушения легче и быстрее преодолеваются, а это в свою очередь создает условия для полноценного речевого и психического развития ребенка.

Современный ребенок к 4,5-5 годам овладевает всей системой родного языка: говорит связно, полно излагает свои мысли, строя развернутые сложные предложения, без труда пересказывает сказки, рассказы. Такой малыш правильно произносит все звуки, легко воспроизводит многосложные слова. Его словарный запас составляет от 4 до 5 тысяч слов.

Иная картина наблюдается при общем недоразвитии речи. Оно может быть выражено в разной степени: от полной невозможности соединять слова в фразы или от произнесения вместо слов отдельных звукоподражательных комплексов (мяу-мяу, ав-ав, ту-ту) до развернутой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического несовершенства. Но в любом случае нарушение касается всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики, грамматики. Отсюда и название дефекта – общее недоразвитие речи.

Самый низкий уровень речевого развития у таких малышей – первый, самый высокий – третий.

Огромную роль призваны выполнять социальные детские сады для детей с нарушениями речи, в которых не только корригируются эти аномалии, но и проводится целенаправленная подготовка детей к школе, тем самым предупреждается их возможная последующая неуспеваемость.

Селякова Неонилла Васильевна, учитель-логопед высшей квалификационной категории, Рябинкина Валентина Владимировна, учитель-логопед высшей квалификационной категории, Комарова Наталья Владимировна, учитель-логопед высшей квалификационной категории.

 

*Перепечатка статей с сайта возможна лишь с письменного согласия ООО «Листа»