Найти в статьях

Погружение в сказку, или Лечение чтением
Полезная информация - Чтение с пеленок

Сказка складом красна.
Из пословиц русского народа

В последнее десятилетие традиционная терапия расцвела букетом дополнительных дисциплин, достаточно далеко отстоящих от официальной медицины.

Особенное распространение получила арт-терапия, буквально означающая «лечение искусством». В эту группу входит и так называемая сказкотерапия, о которой ныне много говорится и пишется. В роли доктора в данном случае выступает чаще не медик, а библиотекарь, учитель, воспитатель. Хотя сказкотерапия уже оформилась в самостоятельное направление практической психологии, созданы ассоциации специалистов по нетрадиционным методам психотерапии. При этом, лечение сказкой показано не только дошкольникам и младшим школьникам, но и подросткам, старшеклассникам и даже взрослым.

Текст сказки всегда не однозначен, имеет глубинные пласты, помогает в решении многих жизненных вопросов. И ребенок способен взять из сказки гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд. Но от «сказкотерапевта» потребуются выдержка и такт, а деятельность его окажется особенно эффективной, если на занятии присутствует не более пяти-шести человек.

Библиотечная система Владивостока не осталась в стороне от «терапии дня». В нашей библиотеке №6 в течение 2008 года прошло четыре «сеанса» лечения сказкой. Начинали мы с Г.Х. Андерсена – его «Русалочка» наиболее часто используется теми, кто пытается внедрить в свою работу метод сказкотерапии. Затем, уже не опираясь ни на чей опыт, мы взяли сказку «Стойкий оловянный солдатик» – в прошлом году исполнилось 170 лет со времени ее создания.

Огорчает то обстоятельство, что с каждым годом всё меньшее число детей знает содержание этой чудесной сказки Андерсена, таящей в себе большие возможности: как чисто воспитательные, так и «лечебные». Адресован «Солдатик», прежде всего, старшим дошкольникам и младшим школьникам. Это сказка о том, что жизнь полна испытаний. Их нужно учиться преодолевать. В ходе сказкотерапии ребенок примерит на себя образ одноногого оловянного солдатика, «побывает» в тесной темной коробке – месте обитания всех двадцати пяти солдатиков. Затем станет «участником» опасных приключений героя Андерсена: падения из окна, плавания в бумажном кораблике по стремительной реке, встречи со злой Крысой, пребывания в пространстве желудка Рыбы.

В коллективах маленьких детей уже складываются отношения, подобные взрослым. Малышам знакомы чувства симпатии и неприязни, они способны сострадать. Им приходится определять свое отношение к вредному троллю и прекрасной танцовщице. В ходе занятия сказка читается и обсуждается, рассматриваются и комментируются иллюстрации разных художников: Кокорина, Пивоварова, Конашевича, Гольц и других. Мы располагали макетом «чудесного дворца из картона» и бумажными фигурами главных героев.

В сказках добро традиционно побеждает зло, что само по себе обладает психотерапевтическим эффектом. Сказка Андерсена заканчивается грустно (хотя ценою гибели солдатик и танцовщица воссоединяются – любовь торжествует) – в подобных случаях в сказкотерапии используется прием переосмысления концовки. Дети получили задание «переписать» завершение сказки по собственному усмотрению. Юными сказочниками были предложены варианты: а) герои «поженились и у них родились солдатики»; б) оловянный солдатик «успел выпрыгнуть из огня», а барышню «не унесло ветром»; в) «они остались, а чертик сгорел»; г) «они влюбились, а чертик исправился»!..

Метод сказкотерапии использовался в нашей библиотеке и при работе со сказкой Бориса Заходера «Отшельник и Роза», а также – с народной сказкой «Царевна-лягушка». Из авторских сказок большие возможности таят в себе те, что оставили нам в наследство Шарль Перро, братья Гримм, А.С. Пушкин. Впрочем, и современные детские авторы дают превосходный материал.

В роли «сказкотерапевта» способна выступить каждая мама. У нее в данном случае явные преимущества: она лучше всех знает своего ребенка, его характер, проблемы, страхи, комплексы и болезни. Мама способна подобрать сказку, наиболее подходящую для исцеления своих сына и дочки, для того, чтобы дети решили свои проблемы, ответили на важные для них вопросы, ощутили себя частью мира и обрели чувство гармонии с этим миром и сами с собой.

Ревуцкая Лариса Петровна, главный библиотекарь библиотеки № 6 МУК «ВЦБС»

 

*Перепечатка статей с сайта возможна лишь с письменного согласия ООО «Листа»