Найти в статьях

Учимся читать и говорить «с пелёнок»
Полезная информация - Чтение с пеленок

Нужно ли обучать ребёнка чтению в раннем возрасте? В 6-7 лет уже пора – никто и не сомневается – школа. А в 2-5 лет? Не рано ли?

Правильный ответ рождается от знания этапов психического и интеллектуального развития ребёнка.

Ранний период до 3-х лет – «подражательный». Ребёнок ещё не осознаёт себя как личность. Он весь в маме. Мама и он – это одно. Развитие идёт путём подражания и основной метод обучения – общение. Так развивается речь ребёнка и основные навыки.

Традиционная школьная дидактика тут не пройдёт. Глупо твердить малышу в этом возрасте, что «дважды два четыре» или требовать прочесть «мама мыла раму». Это будет не природосообразно возрасту. Попробуйте объяснить это котёнку, даже взрослой собаке – они вас тоже не поймут, но будут усердно вилять хвостом, ожидая подачки. И ещё будут удивляться, почему вы так сердитесь на них, а не любите как прежде. Примерно то же самое переживают малыши.

Взрослые как «слонопотамы» пытаются научить детей своей отвлечённой грамоте, терпят полный крах, травмируют ребёнка (теперь ребёнок отлично сознаёт, что главный враг материнской любви – это учёба) и делают вывод – раннее обучение вредно. Конечно, такое обучение вредно.

Однако можно обучать чтению и в год, учитывая возрастные особенности, и это очень полезно для общего развития. Все навыки тогда закрепляются на глубинном уровне и становятся богатой питательной средой для дальнейшего роста.

Почему так?

Существуют свои периоды развития способностей восприятия.

Первым от рождения у нас проявляется моторный рефлекс. Это уровень инстинктивных моторных реакций. Например, возьмите на руки младенца, прижмите к себе, и он начнет искать грудь даже у мужчины. Запечатление окружающего в этот период неосознанное, но необычайно глубокое.

Примерно от полугода по возрастающей начинает развиваться чувственное восприятие, эмоциональное. Ребёнок запечатлевает мир на уровне чувств. Как бы мы взрослые не скрывали действительность, например, тяжёлые отношения в паре, ребёнок видит всё глазами души и запечатлевает реальный образ отношений в семье. Им то он и будет руководствоваться потом в своей семейной жизни. Способности эмоционального восприятия оформляются примерно к 2.5 годам.

Приблизительно от полутора лет начинает развиваться образное восприятие, которое оформляется примерно к 7 годам. Что такое образы? Это мир природы, предметов, красок, звуков. Образы высшего качества должны окружать ребёнка, тогда он напитывается красотой, а это питательная среда для всяческих талантов.

И только от 7 лет, примерно, начинает развиваться логическое восприятие окружающего, становление которого завершается где-то к 14 годам. Именно этим логическим восприятием мира преимущественно орудуем мы – взрослые. Самая вершина пирамиды познания. Всё остальное, как у айсберга, скрыто, точнее, осталось неразвитым в детстве.

Вот и пытаемся мы «музыку алгеброю мерить». Безрезультатно.

Обо всех этих этапах с проекцией в будущее можно очень много сказать, но основная тема и формат статьи не позволяют.

Теперь судите сами, с чем подходить к ребёнку в том или ином возрасте. Какие методы в обучении применимы. И ответит ли он взаимностью на все ваши старания его обучить.

Поскольку традиционная школа обучает преимущественно «логическим» способом, то у неё получается, хоть не без труда, научить в 7 лет читать. Но «логическое» восприятие по природе неглубокое, и знания закрепляются в уме ребёнка поверхностно. Отсюда проблемы обучения.

Для глубокого познания в любом возрасте лучше использовать все способы: движение, чувство, образ и логику. Одной из лучших методик, содержащей все эти компоненты, является методика обучения чтению и письму Николая Александровича Зайцева.

В ней всё живое, яркое, звучное. Кубик со складами звенит или глухо бренчит – вот вам звонкие и глухие согласные. А ещё они «железные» и «деревянные», а гласные – «золотые» (по цвету). Большие яркие таблицы, в которых стройные ряды складов (вот вам наглядная логика) не имеют ошибочных вариантов и формируют изначально грамотное письмо – «врождённую грамотность», а это уже чистая моторика – самое глубокое запечатление. Слова складываются из кубиков, их можно трогать – вот оно слово. А ну ка уберу я из него кубик, что получится? Исследует ребёнок, познаёт слово изнутри.

Алфавит и склады, и слова не просто нудно проговариваются, они пропеваются на замечательном музыкальном материале. Задействовано всё: и цвет, и звук, и форма и чувство. И всё в движении, в игре.

Огромные возможности даёт методика для домашнего обучения. В раннем детстве именно мама или ещё папа – лучшие учителя. В этом случае формируется лучшая детско-родительская связь. Научиться, наблюдая за занятиями у опытных педагогов в нашем центре, совсем просто – не более месяца (8-12 уроков), и вы – готовый учитель для своего малыша – лучший учитель.

Итак, чем раньше начнём учить чтению, тем лучше. У детей формируется богатый лексический запас, лучше развивается мышление, запечатление происходит на более глубоком уровне. Только делать это надо грамотно и природосообразно, используя врачебный принцип non nocere – не навреди.

С.В. Хмелёв, директор Центра быстрого чтения

 

*Перепечатка статей с сайта возможна лишь с письменного согласия ООО «Листа»