Найти в статьях

Почемучки наши дорогие…
Полезная информация - Чтение с пеленок

Особенности чтения с детьми 4-5 лет

А куда летит дым?
А медведи носят брошки?
Как солнце получилось?
(Из книги К. Чуковского «От двух до пяти»)

Ребенок от двух до пяти лет – самое пытливое существо на свете. Мы, взрослые, терпеливо отвечаем на каждый вопрос, пока не иссякнет наше терпение. Все чаще мы предлагаем ему рассмотреть картинки в книгах или комиксы В. Сутеева самостоятельно. Мы убеждаемся, что ребенок овладел основными законами языка. У него хватает умения выражать свои мысли короткими фразами. Речь его еще не очень правильно построена, и мы можем всячески побуждать детей к рассказыванию. Но мы не стремимся ежеминутно поправлять ребенка, чтобы не лишать его права на эмоциональные высказывания. Мы продолжаем приучать детей внимательно слушать сказки, рассказы, стихотворения; помогаем детям правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям. Мы будем зачитывать по просьбе ребенка понравившийся отрывок из сказки, рассказа, стихотворения. В это время очень важно формировать интерес ребенка к книге и чтению, систематически читать ему вслух хотя бы 10-15 минут перед сном. Это не только развлекает ребёнка, но и развивает его.

Ребенка можно познакомить с известными детскими авторами – К.Чуковским, А. Барто, С. Маршаком, Г.-К. Андерсеном, так как любимые персонажи – тоже своего рода авторитет для ребенка, поэтому смело можно ставить их в пример.

В нашу жизнь вошли аудиокниги – произведения разных авторов, выходящие в звуковом виде. Казалось бы, не надо тратить время, которого и так не хватает, на чтение. Тем более, не обязательно слушать такие книги дома. Можно ехать в машине, поставить кассету или диск, и вместе с ребёнком слушать произведения известных писателей. Прослушивание развивает в ребенке усидчивость и внимание, способно снижать гиперактивность. Однако следует соблюдать меру и учитывать особенности возраста ребенка. Но не стоит надеяться, что аудиокниги заменят ребенку общение с вами. Ведь во время чтения вы сближаетесь с ребенком, сопереживаете. Он привыкает делиться с мыслями именно с вами.

Много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации. Безусловно, они неоднозначны. Это легко увидеть, если вам удастся познакомить ребенка со сказками, оформленными Ю. Васнецовым, Е. Рачевым, Е. Чарушиным.

Что читать с ребенком 4-5 лет?

  • Фольклор продолжает занимать большое место в чтении ребенка. Песенки, потешки, заклички, считалки, скороговорки, загадки, сказки русские и народов мира незаменимы при выборе книг. Награда доброму, трудолюбивому и смекалистому герою, порицание ленивого, злого, жадного – вот основные принципы народной педагогики, заложенной в сказках.
  • Произведения поэтов и писателей России помогают знакомству с окружающим миром. Стихи А. Пушкина, А. Майкова, Н. Некрасова, И. Сурикова, А. Фета, прочитанные ребенку, помогут ребенку услышать чистый родной язык, пополнить словарный запас. Литературные сказки В. Бианки, С. Козлова, Н. Носова, В. Катаева, Г. Остера, Д. Родари, Э. Блайтон и другие тоже входят в круг чтения малышей.
  • Писатели и поэты ХХ века, чьи произведения стали любимы многими поколениями: Я. Аким, А. Барто, В. Берестов, Б. Заходер, С. Маршак, Э. Мошковская, С. Михалков, Г. Сапгир, И. Токмакова, К. Чуковский. Произведения этих авторов сегодня понятны и близки современным детям-дошкольникам. Они по-прежнему входят в сборники – хрестоматии для детского чтения.

Как много перемен происходит в жизни каждого поколения! Современные родители хотят воспитывать ребенка в примерах своего времени. Появляются новые имена писателей, пишущих для детей: М. Яснов, А. Гиваргизов, Э. Успенский, М. Москвина, М. Бородицкая, Д. Герасимова, А. Усачев, бессменный Э. Успенский, П. Синявский, А. Усачев. Родителям стоит присматриваться к их книгам. Они полны примет современной жизни и развивают в детях чувство юмора.

К концу года дети могут:

  • высказать желание послушать определенное литературное произведение;
  • интересом рассматривать иллюстрированные издания детских книг;
  • назвать любимую сказку, прочесть понравившееся стихотворение, под контролем взрослого выбрать с помощью считалки водящего;
  • с помощью взрослого драматизировать (инсценировать) небольшие сказки;
  • дети пытаются осмысленно отвечать на вопросы: «Понравилось ли произведение?», «Кто особенно понравился и почему?», «Какой отрывок прочесть еще раз?».

Дрожезицкая Людмила Григорьевна, главный библиограф библиотеки МУК «ВЦБС»

 

*Перепечатка статей с сайта возможна лишь с письменного согласия ООО «Листа»