Найти в статьях

Мама, почитай!
Полезная информация - Чтение с пеленок

Как приятно слышать эти слова от ребенка, который недавно научился разговаривать. Он берет в руки книжку с яркой обложкой и с радостью находит там знакомые предметы.

Именно так ведут себя очень маленькие читатели, придя в библиотеку: выбирают книжку, которая им уже знакома, и почему-то маленького формата. Мальчики гудят, как самолеты или машины, а девочки радуются маленьким цыплятам, утятам и показывают, как они клюют зерна. Они бегают с книжкой в руках, садятся на спину огромному медведю, играют – все это неотделимо одно от другого.

Олеся Ешина стала приходить в библиотеку с мамой и шестилетней сестренкой, едва научившись ходить. Сразу она шла к полочке с книжкими-игрушками и сама выбирала сказку «Репка» и «Курочка Ряба».

Диану Боешеву и ее сестренку Дарью мама стала водить в библиотеку с двух с половиною лет. Обе уже подросли и уверенно чувствуют себя среди книг и людей. Хорошо разговаривают и общаются. У мамы в формуляре записаны книги А. Барто, К. Чуковского и много сказок.

В известной книге К.И. Чуковского отмечается, что процесс овладения речью совершается наиболее быстрыми темпами именно в возрасте от двух до пяти лет.

К концу третьего года запас слов у ребенка доходит до тысячи, после чего накопление происходит более медленно. Ребенок сам придумывает слова (кусарики-сухарики, копатки-лопатки). Читая ребенку книгу, мы стремимся сделать его речь понятной и правильной.

Общаясь с ребенком 2-3 лет, взрослый может:

  • Сопровождать чтение небольших поэтических произведений игровыми действиями. Предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы при чтении знакомых стихотворений.
  • Поощрять попытки прочесть стихотворный текст целиком с помощью взрослого.
  • Помогать детям старше 2 лет 6 месяцев играть в хорошо знакомую сказку.
  • Приобщать детей к рассматриванию рисунков в книгах, побуждать их называть знакомые предметы, показывать их по просьбе, приучать задавать вопросы: «Кто (что) это?», «Что делает?». Пересказывать детям содержание несложных сюжетных картинок. Предлагать воспроизвести действия (движения) персонажа («Покажи, как клюют зернышки цыплята, как девочка ест суп»).
  • Обращать внимание детей на ребенка, рассматривающего книжку по собственной инициативе.

По-прежнему главное место в чтении двух-трехлетнего малыша могут занимать произведения фольклора, короткие стихотворения, сказки народов мира.

Что читать детям 2-3 лет

Русский фольклор

Песенки, потешки, заклички.
«Наша Маша маленька...»; «Наши уточки с утра...»; «Пошел котик на Торжок...»; «Чики, чики, кички...»; «Солнышко, ведрышко...»; «Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу»; «Из-за леса, из-за гор...»; «Огуречик, огуречик!..»; «Заяц Егорка...»; «Бежала лесочком лиса с кузовочком...».

Сказки.
«Козлятки и волк», обр. К. Ушинского. «Теремок», «Маша и медведь», обр. М. Булатова.

Фольклор народов мира
«Три веселых братца», пер. с нем. Л. Яхнина. «Котауси и Мауси», англ., обр. К. Чуковского. «Бу-бу, я рогатый», лит. обр. Ю. Григорьева. «Горкой, гор-кип, горушкой», белорус., обр. Л. Елисеевой. «Ой ты, заюшка-пострел...», «Ты, собачка, не лай...», молд., пер. И. Токмаковой.

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия.
А. Пушкин «Ветер по морю гуляет...» (из «Сказки о царе Салтане...»). М. Лермонтов «Спи, младенец...» (из стихотворения «Казачья колыбельная»). 3. Александрова «Прятки». А. Барто «Мишка», «Слон», «Лошадка», «Кораблик», «Грузовик» (из цикла «Игрушки»), «Кто как кричит», «Девочка-ревушка». В. Берестов «Больная кукла», «Котенок». А. Введенский «Мышка», «Песня машиниста». Б. Заходер «Ежик», Г. Лагздынь «Петушок», «Зайка, зайка, попляши!». С. Маршак «Сказка о глупом мышонке». Э. Мошковская «Приказ» (в сокр.). Н. Пикулева «Лисий хвостик...», «Надувала кошка шар...». Н. Саконская «Где мой пальчик?». Г. Сапгир «Кошка». К. Чуковский «Путаница», «Федотка».

Проза.
Л. Толстой «Три медведя», «Спала кошка на крыше...», «Был у Пети и Миши конь...». В. Бианки «Лис и мышонок». Н. Павлова «Земляничка». В. Сутеев «Кто сказал «мяу».

Произведения поэтов и писателей разных стран
Д. Биссет «Га-га-га!», пер. с англ. Н. Шерешевской, П. Воронько. «Обновки», пер. с укр. С. Маршака. С. Капутикян «Маша обедает». «Все спят», пер. с арм. Т. Спендиаровой.

Дрожезицкая Людмила Григорьевна, главный библиограф библиотеки №6 МУК «ВЦБС»

 

*Перепечатка статей с сайта возможна лишь с письменного согласия ООО «Листа»