Найти в статьях

Чтение с увлечением
Полезная информация - Чтение с пеленок

«Как только родится сын, отец должен возложить на него самые лучшие надежды, Это сделает его более заботливым с самого начала».
Марк Фабий Квинтилиан (42-118 гг. н.э.)

Разве и мы, современные родители, не хотим видеть наших детей одарёнными, успешными, радостными. Хотим и очень! Мы верим, что «ученье – свет», и надеемся, что для нашего ребёнка учение не превратится в мучение и скуку. И нам созвучно напутствует Квинтилиан: «Советую ещё: всего более остерегитесь, чтобы ребёнок не возненавидел учения, которого полюбить ещё не имел времени, и чтобы, испытав однажды горечь, не страшился её и в зрелом возрасте».

Мне, как отцу трёх сыновей и педагогу (по образованию я – филолог), очень близки слова моего коллеги из Древнего Рима.

И чему, прежде всего, хочется научить ребёнка? В России каждый скажет – чтению. Ведь «Книгы, бо суть рекы, напояющие вселенную» – так говорит древнерусский летописец. Книга в России больше, чем книга, так же, как «поэт в России больше, чем поэт».

Однако если долго учить-мучить ребёнка, то можно навсегда отбить тягу к книге. А есть ли способ лёгкий и быстрый научить ребёнка читать? Есть такой способ – «складовой», противоположный широко представленному в современных методиках «звуковому способу». Очень старый и испытанный. В наше время он представлен прекрасно проработанной методикой Николая Александровича Зайцева.

Ещё в первой трети 19 века Федот Кузьмичёв пытался выделить склады представить их в системе.

Обучение чтению по складам было широко распространено даже в низших сословиях России. Василий Васильевич Каширин внука Алёшу Пешкова так, примерно, учил: «Аз – А, буки-аз – БА, веди-аз – ВА, глаголь-аз – ГА...» и т.д.

Обучал по складам и Л.Н. Толстой, писавший, что звуковой метод, с 70-х годов 19 века проникающий с Запада, является «недоразумением», «противен духу русского языка и привычкам народа». «Для чего идти хитрым и трудным путём звукового способа, когда того же самого можно достигнуть проще и скорее?».

Способ обучения по складам Лев Николаевич называл народным и усовершенствовал его, сократив веде, живете, мыслете до ве, же, ме.

А вот обобщение многолетнего опыта (собственно и учителей организованных им школ) обучения крестьянских детей по складовому способу: «... по нём ученики выучиваются грамоте гораздо скорее, чем по всякому другому: Способный ученик выучивается в 3 – 4 урока, хотя медленно, но правильно читать, а неспособный – не более как в 10 уроков». «Поэтому всех тех, которые утверждают, что звуковой способ есть самый лучший, быстрый и разумный, я прошу сделать только то, что я делал неоднократно, что я также предложил Московскому Комитету Грамотности сделать публично, то есть сделать опыт обучения нескольких детей по тому и другому способу».

Научить по звуковому способу даже первоклассников трудно, а в 3 – 5 лет (без вымучивания) и вовсе невозможно.

Статьи о вреде раннего обучения чтению и в 19 веке только «звуковики» писали, и в 21 веке они же. Тогда им родители не верили, и сейчас не верят. И тогда читающие трёхлетки были, а сейчас и тем более не в редкость.

Родителям вот что по душе: «Обучение грамоте с двух лет обязательно, потому что это необыкновенно развивает ребёнка», «А почему бы становление речи и обучение чтению не могли идти параллельно, помогая одно другому?» (Б.П. Никитин).

Кроме того, работая по таблицам или складывая слова из кубиков, ребёнок не только читает, но именно уже пишет, так же, как пишут, печатая на клавиатуре компьютера или печатной машинки. Вот вам и формирование грамотного письма, ведь «печатая» по складам, сделать ошибку невозможно, т.к. складов с ошибками просто нет. У ребёнка формируется устойчивый образ грамотного письма. А если учесть, что за одно занятие 3 – 4-х - летки таким образом пишут не 10 слов, как в 1-м классе, а десятки слов, и прочитывают также в десятки раз больше, то их грамотность становится «врождённой».

А вот картинки из собственной жизни. Младшенький Юрик (ему сейчас 10 лет, обучался «по Зайцеву») получил задание разжечь камин. Прошло 20 минут – огня нет – Юрик зачитался газетой, взятой для розжига. Поручили ему вымыть пол, на пути лежала какая-то книга – пропал Юра. «Хватит читать! Сделай своё дело!», – а сам в душе улыбаешься. Возникла другая проблема – книги разбросаны, но ничего, подымем.

Старшие его братья Святогор и Леонид(14.5 и 13 лет) тоже любят читать. Святогор ещё в 9 лет говорил: «Папа, а знаешь, что я больше всего хочу? Куда-нибудь спрятаться с книгой, и чтоб тебя никто не трогал». Братья обучались чтению по схожим методам и, что очень важно, без всякого насилия и вымучивания.

Что же ещё нужно для обучения чтению детей? Конечно, личный пример.

Ребёнок должен видеть читающих родителей и полки с книгами. Самые сладкие минуты – это когда ребёнок на руках, а родители ему читают книжку. Именно в раннем детстве происходит это запечатление. И потом, чтобы вспомнить минуты счастья, подросший ребёнок берёт в руки книгу.

С.В. Хмелёв, директор Центра Быстрого Чтения

 

*Перепечатка статей с сайта возможна лишь с письменного согласия ООО «Листа»