Найти в статьях

С погремушкой и книгой в руках
Полезная информация - Чтение с пеленок

С погремушкой и книгой в руках, или Советы родителям детей от девяти месяцев до двух лет по развитию ребенка с помощью книг

Согласно исследованиям социологов, именно матери чаще всего прививают детям любовь к книгам с раннего детства. Это могут быть и папы, и бабушки, и старшие братья и сестры, но чаще всего все же мамы. Поэтому мы к ним и обращаемся.

Дорогие мамочки малышей! Предлагая вам свои советы, мы уверены, что вам известны основные параметры базового развития ребенка от грудного возраста до двух лет. Мы хотим уделить внимание «развитию художественно-творческих способностей детей, эстетического вкуса, культуры восприятия литературных произведений».

Пусть не испугают вас эти высокие цели. Они процитированы нами по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, вышедшей в московском издательстве «Мозаика-Синтез» в 2003 году.

Особое место в «Программе» занимает ознакомление детей с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге.

Когда ребенок может впервые познакомиться с художественным словом?

Наверное тогда, когда, мамы станут петь ему колыбельную или играть в «Ладушки» и «Сороку-ворону».

А вот когда он сможет впервые взять в руки книгу?

Специалисты считают, что «не когда ему 16, а когда ему едва год!». (О. Сосновская, доктор педагогических наук). Как только ребенок начинает рассматривать пространство вокруг себя, находить яркие предметы, игрушки, вот тогда ему можно дать в руки книжку-картинку в твердой обложке. Она вызовет пока такой же интерес, как и игрушка. Так же он будет с нею обращаться. Но отношение к книге будет меняться в зависимости от возраста ребенка и умения родителей.

Дети от 9-ти месяцев до 2-х лет совершают огромный шаг в своем развитии. Для них каждый день – это новое, новое и новое умение!

Мы предлагаем вам небольшой список детской художественной литературы для чтения и рассказывания детям от 9-ти месяцев до 2-х лет. Не удивляйтесь, что детям таким разным по возрасту, мы предлагаем одинаковые книги. На разном этапе развития ребенка мы будем «читать» их по-разному.

Русский фольклор

Русские народные песенки, потешки: «Ладушки, ладушки!», «Петушок, петушок», «Большие ноги», «Водичка, водичка…», «Баю-бай, баю-бай…», «Киска, киска, брысь!», «Как у нашего кота…», «Пошел кот под мосток…».

Русские народные сказки: «Курочка Ряба», «Репка» (обр. К. Ушинского), «Как коза избушку построила» (обр. М. Булатова).

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия: З. Александрова «Прятки», А. Барто «Бычок», «Мячик», «Слон» (из цикла «Игрушки»), В. Берестов «Курица с цыплятами», В. Жуковский «Птичка», Г. Лагздынь «Зайка, зайка, попляши!», С. Маршак «Слон», «Тигренок», «Совята» (из цикла «Детки в клетке»), И. Токмакова «Баиньки».

Проза: Т. Александрова «Хрюшка и Чушка» (в сокр.), Л. Пантелеев «Как поросенок говорить научился», В. Сутеев «Цыпленок и утенок», Е. Чарушин «Курочка» (из цикла «Большие и маленькие», К. Чуковский «Цыпленок».

Родителям нужно приучать малыша слушать и понимать короткие, доступные по содержанию народные песенки, потешки, сказки, а также авторские произведения (проза, стихи).

Чтение (рассказывание) нужно сопровождать показом картинок, игрушек, действий. Также стоит приучать ребенка слушать хорошо знакомые произведения без наглядного сопровождения. Это способствует развитию внимания и усидчивости.

Предоставлять возможность повторять вслед за взрослым некоторые слова стихотворного текста или сказки и выполнять несложные действия, о которых говориться в поэтическом произведении.

Для того чтобы облегчить вашу задачу, мы напомним о возможностях родителей в связи с психофизическими особенностями детей каждой группы в отдельности.

Ребенку 9-10 месяцев до 1 года родители могут помочь:

  • расширять ориентировку в окружающем, способность понимать речь взрослого;
  • узнавать на картинке знакомый предмет, называть его облегченным словом. Вызывать эмоциональный отклик на художественное оформление картинок;
  • учить понимать смысл слов можно-нельзя, хорошо-плохо;
  • использовать произведения русского фольклора, стихи со звукоподражаниями;
  • учить подражать новым словам, пользоваться облегченными, обозначающими названия знакомых предметов и действий (собачка – ав-ав, спит – бай-бай) и первыми полными словами: (мама, папа, баба и .т.д.).

Развитие ребенка от 1 года до 1 года 6 месяцев

Для развития понимания речи:

  • расширять запас понимаемых слов. Учить по слову взрослого находить и показывать в естественных условиях и на картинке игрушки, предметы одежды, посуды;
  • учить понимать слова, обозначающие части тела человека., части лица; бытовые и игровые действия (умываться, гулять); признаки предметов: цвет (красный, синий), контрастные размеры (большой, маленький), форму (кубик, кирпичик);
  • содействовать пониманию сюжетов небольших инсценировок (с игрушками), состоящих из двух-трех действий.

Для развития активной речи:

  • совершенствовать умение детей подражать часто слышимым звукосочетаниям и словам;
  • пополнять активный словарь названиями известных действий (спи, иди, упал и т. д.);
  • учить показывать и называть изображенные на картинке знакомые предметы в статическом положении (к 1 году 3 месяцам) и их же в действии к 1 году 6 месяцам;
  • научить детей отвечать на вопросы «Что это?», «Что делает?»;
  • развивать речевое общение, побуждать переходить от языка жестов и мимики к общению с помощью речевых средств;
  • уметь произносить по подражанию предложения из двух слов.

Развитие ребенка от 1 года 6 месяцев до 2-х лет

Для развитие понимания речи:

  • расширять запас понимаемых слов. Называть детям цвет предметов (красный, синий, желтый, зеленый), размер (большой, маленький), форму (кубик, кирпичик), состояние (чистый, грязный), а также место нахождения предмета (здесь, там); временные (сейчас) и количественные отношения (один и много);
  • учить понимать слова, обозначающие способы передвижения животных (летает, бегает), способы питания (клюет, лакает и т. д.), голосовые реакции (мяукает, лает и. т.п.); способы передвижения человека (идет, бежит и т.п.), его трудовые действия, а также слова, характеризующие его настроение, состояние (испугался, плачет);
  • учить понимать предложения с предлогами в, на.

Для развития активной речи:

  • поощрять замену звукоподражательных слов общеупотребительными (вместо ав-ав-собака и т. п.);
  • продолжать расширять активный словарь: учить называть предметы, их назначение, состояние людей; использовать существительные, прилагательные, глаголы; правильно пользоваться местоимениями (я, ты, мне и др.), наречиями (там, туда), предлогами (в, на, за);
  • формировать умение называть предметы ближайшего окружения в естественной среде, на картинках; узнавать и называть на картинках людей различного пола и возраста;
  • подсказывать поводы для обращения к взрослым и сверстникам (попроси, поблагодари, поздоровайся, предложи; посмотри, кто пришел, и нам скажи и т. д.).

Уважаемые мамочки маленьких детей! Надеемся, что наши советы помогут вам определить, как и что читать с детьми.

Дрожезицкая Людмила Григорьевна, главный библиограф МУК «ВЦБС»

 

*Перепечатка статей с сайта возможна лишь с письменного согласия ООО «Листа»