Найти в статьях

Да здравствует книга! О пользе семейных чтений
Полезная информация - Чтение с пеленок

«Бывали и у нас времена скудного по тому времени питания. Одеты мы были так, что нас жалели сердобольные соседские попадьи, но никогда не было, что отец не покупал нам книг, не выписывал журналов. Он читал нам вслух»

Детство автора приведенных выше строк – писательницы Л.Н. Сейфуллиной – пришлось на рубеж ХIХ и ХХ веков, бывшем временем расцвета традиции семейного чтения в России. Много и охотно читали в семьях, в которых выросли Марина и Анастасия Цветаевы, А.Н. Толстой, А.А. Блок, М. Шагинян.

Н. Земская, сестра М. Булгакова, вспоминала: «В семье все очень много читали. Все, начиная с матери, прекрасно знали русскую литературу. Знали и западную».

Материнское чтение преобладало. Показательно название статьи, опубликованной в журнале «Полезное чтение» ещё в 1769 году: «О преимуществах дарования женщин для воспитания детей»! Во второй половине ХVIII века, по свидетельству специалистов, русская дворянка стала читать. А «женщина-читательница породила ребенка-читателя», как утверждает Ю. Лотман. Возникла и получила развитие тенденция чтения вслух, а затем и формирования самостоятельной детской библиотеки.

В конце ХIХ – начале ХХ веков особое влияние на чтение детей и подростков стали оказывать домашние воспитатели (бонны, гувернантки, учителя, репетиторы). Последние, будучи иностранцами, стремились не только дать языковые навыки, но и привить интерес к литературе и культуре своей родины.

В этом смысле особое везение выпало на долю поэта и писателя Андрея Белого, в детстве носившего имя Борис и фамилию своего отца – профессора математики Н.В. Бугаева. Всю жизнь Бугаев-Белый будет с благодарностью вспоминать трех (!) своих домашних воспитательниц. Одна из них вернула 11-летнего Борю к сказке, перечитав ему множество творений братьев Гримм и всего Андерсена. Вторая, обучая юнца своему родному немецкому, основательно познакомила и с авторами, творившими на этом языке. Третья всегда была озабочена выбором новой книги для своего подопечного.

Справедливости ради стоит заметить, что, когда в начале ХХ века А.П. Чехов предпринял попытку исследовать роль книги в дошкольном воспитании, то пришел к выводу: любовь к чтению прививается детям исключительно в интеллигентных семьях, процент которых по отношению к основной массе населения невелик…

Современница Чехова Т.Л. Щепкина-Куперник является автором стихотворения, подсказавшего название данной публикации:

Отраженье исчезнувших лет,
Облегченье житейского ига,
Вечных истин немеркнущий свет –
Это – книга. Да здравствует книга!
Неустанных исканий залог,
Радость каждого нового сдвига,
Указанье грядущих дорог –
Это – книга. Да здравствует книга!
Чистых радостей светлый исток,
Закрепленье счастливого мига,
Лучший друг, если ты одинок, -
Это – книга. Да здравствует книга!

Семей, в которых существует культ книги, остается все меньше. Напротив, наблюдается тенденция отторжения от чтения. Но за прошедшее столетие само понятие «семейное чтение» не утратило своего значения.

Суть его состоит в чтении в семейном кругу, в присутствии близких людей и при их активном участии, чтении общей для всех книги. Подобное мероприятие сближает, сплачивает семью, высвечивает проблемы и подсказывает пути их преодоления.

Семья определяет читателя. Интерес к книге скорее разовьется у ребенка, чьи родители любят читать. Замечательно, если ребенок видит отца, читающего с удовольствием, наслаждающегося самим процессом общения с книгой.

Хорошо, если в квартире есть хотя бы крошечный уголок для чтения. Столетие назад его роль выполнял круглый стол (кстати, этот вид мебели вновь в моде), за которым собиралась вся семья. Обязательным в доме было наличие детской библиотеки. Сегодня она также необходима – пусть величиной в одну полку.

Ныне почти утеряны традиции издания «семейного журнала», рукотворных сборников любимых или собственных произведений и постановки домашних спектаклей на сюжеты известных литературных произведений, с привлечением членов семьи и гостей дома, с использованием костюмов и реквизита! В этом могли бы оказать помощь возросшие «технические возможности» многих семей.

Между тем, укоренилось представление о компьютере и телевидении как явных врагах традиционного чтения. Но с появлением кинематографа люди не перестали посещать театр, и, научившись фотографировать окружающий мир, человек не перестал брать в руки кисть, как и любоваться тем, что появилось на холсте под кистью другого человека.

Чтение с компьютерного экрана во многом проигрывает бумажной книге, которую берешь в руки, поглаживаешь обложку, перелистываешь, предвкушая удовольствие не только от содержания, но и от оформления (в случае, если оно достойное), как и от самой возможности прихватить книгу с собой, примостившись на диване или забравшись с ногами в кресло. Вдвойне приятно это делать в компании с чтением своей семьи.

Чаще всего семейные чтения осуществляются дуэтом: мать и ребенок – читающая вслух и слушающий. Это первый этап приобщения к книге, который следует начинать в самом раннем возрасте.

Ежевечернее, продолжительностью минимум 10-15 минут, чтение перед сном должно быть нормой. Специалисты утверждают, что на первые 6 лет жизни ребенка приходится 60% знаний, которые он приобретет за жизнь.

Затем наступает момент, когда дитя овладевает навыками чтения, но в большинстве случаев продолжает предпочитать роль слушателя. Что делать? Как и прежде, читать вслух!

Уже упомянутому А. Белому мать прочитала «Тараса Бульбу» в 10-летнем возрасте, после чего у мальчика началось увлечение Гоголем.

Более «свежий», но широко известный пример: Людмила Улицкая. Бравший у нее интервью корреспондент пожаловался, что его сын не хочет читать сам, но слушает с удовольствием. «Сколько лет сыну? – спросила Людмила Евгеньевна. «Девять!» – последовал ответ. На что известная писательница заметила: «А я своим сыновьям читала до двадцати лет! Мы забирались на диван и перечитали, таким образом, всю классику». На вопрос корреспондента, любят ли теперь сыновья Улицкой читать, она ответила утвердительно.

Конечно, предпочтительнее, чтобы и сам ребенок читал вслух. Это развивает навыки чтения и вырабатывает уверенность в себе. Можно читать вслух по очереди или вспомнить «чтение по ролям». Следует выбирать небольшие по объему произведения. Продолжительность процесса и выбор самого произведения зависят, прежде всего, от характера ребенка, его темперамента, ну и, разумеется, от возраста.

Закономерно, что человек, сохранивший приятные воспоминания о встрече с какой-то книгой в собственном детстве, обзаведясь потомством, будет рекомендовать последнему ту же книгу. В детских библиотеках всегда были традиционными книжные выставки: «Книги из бабушкиного детства», «Эти книги читали твои родители», «Книги трех поколений».

Уже третье поколение читает, например, «В стране невыученных уроков» Лии Гераскиной или «Девочку и птицелет» Владимира Киселева. Бабушки, приведя в библиотеку внучка, энергично ищут на полках книги В. Осеевой, Л. Кассиля, А. Гайдара.

В последние годы не редко предпринимаются попытки предложить юному читателю некий свод книг, уже одобренных в свое время родителями и более старшими поколениями. Так, летом 2007 года редакция газеты «Владивосток» силами сотрудников пыталась выделить «10 книг, которые должен прочесть каждый ребенок». Возраст при этом не оговаривался. Названы были Н. Носов, В. Драгунский, А. Бруштейн, В. Осеева, большую же часть списка составили зарубежные авторы: А. Милн, А. Линдгрен, Дж. Рони-старший, Д. Дефо, Г. Мало, плюс объединенные в общее понятие «Европейские» сказки (Андерсен, братья Гримм, Ш.Перро).

В конце прошлого года журнал «Домашний очаг» попытался составить свою «золотую полку», отобрав целых 47 авторов: от Анатолия Алексина до Туве Янсон. Редакция популярного семейного журнала попыталась дать ответ на вопрос: «Почему они не читают?!»

«Потому что в нужное время им не попалась нужная книга.
Потому что им мало читали вслух.
Потому что в доме это не принято».

Ревуцкая Л.П., главный библиотекарь библиотеки № 6 МУК «ВЦБС»

 

*Перепечатка статей с сайта возможна лишь с письменного согласия ООО «Листа»