Найти в статьях

Творчество с первых шагов
Полезная информация - Буду умницей

Художественное творчество детей – это врожденная индивидуальная способность воспринимать и отражать окружающий мир. Задача родителей – создать условия для творчества.

На определенных жизненных этапах каждый ребенок увлеченно начинает рисовать, но я не советую давать малышу карандаши и бумагу. Функция «рисования» карандашами является суррогатным выражением естественного процесса творчества для маленького человека. Предложите малышу широкую кисть и полотно размером полтора на два. Или подарите ему на несколько лет стену в квартире. Ремонт – всегда неизбежность, но сколько радости от маленьких шедевров ждет вас за это время!

Творчество – это естественное состояние, изначально присущее каждому человеку. В каждом семени уже содержится плод. Вы же не считаете, что необходимо обучать розу цвести, а яблоню плодоносить! Итак, что же необходимо малышу для творческого развития?

Прежде всего, полноценная творческая атмосфера семьи. Хорошо постигать азы живописи и в мастерской художника, где процесс творчества ничем не ограничен. А точнее, не ограничен желаниями, предпочтениями и убеждениями родителей и воспитателей. Вы можете помочь малышу выразить себя доступными ему средствами, а можете навязать искусственные способы взаимодействия с реальным миром, следуя общепринятым мерам воспитания.

Ваш ребенок – творческая индивидуальность, более совершенная, чем вы, именно этим обусловлено эволюционное развитие. Каждое последующее поколение обладает набором качеств, далеко превосходящих ваши ожидания. В науке одна парадигма сменяет другую. Мы спокойно принимаем техническую эволюцию, и выбираем лучшие последние модели техники, но без энтузиазма воспринимаем тот факт, что ваш малыш – лучшее ваше произведение, и все, что ему нужно, – это создание благоприятных условий для его творческого развития. Новое поколение детей – это сегодняшняя наша с вами реальность.

Давайте понаблюдаем, как ведут себя дети, когда они предоставлены сами себе. Это самообучающиеся и самоорганизующиеся исследователи пространства. В процессе познания задействованы все органы восприятия. Сначала малыш радуется цвету краски. Она привлекает взгляд. Присоединяются слух и обоняние, внимание концентрируется и превращается в действие. Пальцами осторожно дотрагивается до содержимого баночки с краской. Изучает следы на руках. С удовольствием начинает оставлять следы на предметах. Сосредоточенно раскрашивает одежду. Тянет пальцы в рот, пробует на вкус. Нравится. Ест краску. Раздевается и увлеченно раскрашивает свое тело. Ноги, животик. И все это с особым радостным упоением, тщательно или стремительно, но в творческом порыве, перемещается, двигается, пританцовывает, бегает, восторженно кричит, падает и катается, скользит уже весь в краске. И ничего противоестественного не происходит. Наступает пауза. Малыш выдохнул. Осмотрелся. Он исполнен достоинства. Он совершенный. И родители разделяют с ним его радость. Деликатно участвуют в процессе и наблюдают.

Творчество – процесс внутренний, аутентичный, интимный. И никто не имеет права разрушать его утонченную реальность. Потому что этот вид деятельности и есть подлинное творчество, и находится он у самых истоков любой культуры и цивилизации, и ребенок, чья генетическая память еще не замутнена посевами общества, и есть носитель истинного творчества. Все дети талантливы. Все дети художники. Просто создайте им благоприятные условия. Подарите детям свободу самовыражения.

Маслакова Наталья Владимировна, педагог, художник
На фото: Гренкина Женя, 2,5 года, ее рисунки

 

*Перепечатка статей с сайта возможна лишь с письменного согласия ООО «Листа»