Найти в статьях

Рекомендации по развитию правильных речевых навыков
Полезная информация - Буду умницей

Родители в первую очередь обращают внимание на то, правильно ли ребенок произносит все звуки, а другие, более важные стороны речевого развития остаются без должного внимания.

Конечно, дети, имеющие грубую патологию, выявляются довольно рано. Гораздо сложнее с детьми, у которых отставание речевого развития выражено не резко: ребенок позже начинает пользоваться фразовой речью, у него длительное время отмечаются устойчивые ошибки в употреблении длинных слов, предлогов, окончаний, он плохо заучивает стихи, искажает слоговую структуру и звуконаполняемость слов.

Дело в том, что развитие речи ребенка складывается не только из правильного произношения звуков, но и из фонематического (речевого) слуха, речеслуховой памяти, богатого словарного запаса и многого другого.

Для успешной коррекции речевых отклонений необходимо максимально обеспечить непрерывность процесса обучения детей у специалистов и закрепление полученных навыков дома. Поэтому родителям нужно придерживаться ряда правил:

  1. Уделять постоянное внимание собственной речи, ведь высказывания взрослых являются образцом для правильного, а зачастую неправильного развития лексической, грамматической сторон речи.
  2. Наполнить повседневную жизнь детей грамотным речевым общением:
    • развивать предметный словарь (это мяч, это шапка), в речи четко проговаривать окончания слов, дать ребенку услышать изменение звучания слов в различных контекстах;
    • правильно употреблять грамматические формы (это книга, нет книги, думаю о книге, ищу книгу. Коля рисовал, а Даша рисовала, и т.д.);
    • обращать внимание на смыслообразующие элементы речевой системы – глаголы, учить детей дифференцировать их по смыслу (встал, лег, зашил, пришил, вышил и т.д.);
    • привлекать внимание ребенка к правильному пониманию и употреблению пространственных предлогов в контекстной речи и изолированно (положи карандаш на стол, возьми карандаш со стола, спрячь карандаш за спину и т.д.);
    • совершенствовать грамматический строй речи, используя речевые игры (игра «У меня синий шар, а что у тебя…»).
  3. Обращать внимание ребенка на процесс приготовления пищи, ее качественный состав, продукты, из которых готовят блюдо (например, как готовим: варим, жарим, печем; вкусовые качества: сладкая, горькая, кислая; цвет: зеленый, красный…).
  4. Неоценима роль в развитии ребенка формирование связной речи. Просите составить предложения, рассказ, например, о любимой игрушке.
  5. Важно, чтобы вся работа происходила на эмоциональном уровне, ненавязчиво, в игровой форме, с учетом личных особенностей ребенка.

Не жалейте своего времени, помогите детям быть счастливыми, успешными, благополучными, хорошо образованными, состоявшимися личностями, чтобы они чувствовали себя свободными и уверенными всегда и во всем.

Якимчик Ирина Викторовна, логопед высшей категории

 

*Перепечатка статей с сайта возможна лишь с письменного согласия ООО «Листа»