Найти в статьях

Радость движения
Полезная информация - Буду умницей

Физическое развитие ребёнка до 3лет

Моторная потребность, или потребность в движении, имеет огромное значение для человека.

Движения совершенствуют функции центральной нервной системы, при движении интенсивнее протекают все физиологические процессы (дыхание, кровообращение, пищеварение, процессы обмена), что ведёт к улучшению работы соответствующих органов. Мышцы нарастают в объёме, увеличивается их сила, повышаются эластические и сократительные свойства. Костное вещество становится более твёрдым, позвоночник принимает правильное положение.

Особенно велико влияние двигательной активности на физическое и нервнопсихическое развитие детей первого года жизни. Дело в том, что двигательный, моторный компонент является необходимой составляющей всех функциональных систем организма, и их развитие невозможно без соответствующего моторного развития. Так, эмоциональное развитие предполагает формирование экспрессивных, то есть активных, движений. Без моторного компонента (движения руки в осязании, движений глаз в зрительном восприятии, ориентировочных действий и т. д.) немыслимо функционирование сенсорных систем. Несвоевременное развитие движений пагубно влияет на ребёнка первого года жизни и создаёт трудности для его полноценного развития в более старшем возрасте.

Для полноценного физического развития на втором году жизни необходимо тренировать мышечную систему малыша, закаливать детский организм, укреплять дыхание, играть. Физическое развитие ребёнка способствует развитию его ума, речи, творческих способностей.

Взрослый должен помнить, что игра является основным видом деятельности ребёнка. В ней он отражает свои впечатления, эмоции, полученный опыт, навыки. В игре у ребёнка начинают развиваться волевые процессы, потому что он должен подчиняться её правилам.

Если ребёнок гиперактивен, постоянно находится в движении – не останавливайте его, а направляйте его активность в нужное русло. Если же ребёнок малоподвижен – заразите его движением. Движения не должны быть однообразными, меняйте их характер, темп, направление, условия, партнёров, обучайте ребёнка выполнять движения несколькими способами.

Подвижные игры способствуют развитию психических процессов (памяти, внимания, мышления), расширению пассивного и активного словаря ребёнка, расширению знаний об окружающем мире.

Целенаправленный, систематический курс двигательных упражнений, игр, заданий, особенно в сочетании с сопровождающим текстом (лучше стихотворным), является мощным, а самое главное, естественным средством коррекции патологического развития ребёнка до трёх лет.

До трёх лет ребёнок должен научиться правильно ходить, бегать, прыгать, ползать, действовать с различными предметами, владеть руками, пальцами рук, выполнять движения в соответствии с текстом, управлять мышечным напряжением, организовывать движения в соответствии с ритмом музыкального сопровождения, речи, звуков (хлопки, удары в бубен, барабан…).

Уровень сформированности двигательных навыков ребёнка раннего возраста является показателем нормального или патологического развития.

Развивая эти навыки в раннем возрасте, мы можем коррегировать задержки развития той или иной сферы: речевого развития, развития психических процессов, адаптивного поведения, социализации личности малыша.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ИГР:

  • Играть можно дома и на улице, с одним ребёнком или группой детей.
  • Играя с детьми раннего возраста, необходимо помнить о такой их особенности, как желание многократно повторять игру.
  • Одним из важных условий успешности обучения является заинтересованность детей, поэтому все игры должны проводиться эмоционально, живо, непринуждённо.
  • Чтобы малыш не потерял интереса к игре, взрослый должен создать условия для игры, подобрать её атрибуты, усложнять игру, взять на себя главную роль в ней. Часто ребёнку раннего возраста трудно бывает применить полученные навыки в новых условиях. Задача взрослого – научить его это делать, меняя место провидения игры, атрибуты.
  • Для детей-дошколят характерно образное восприятие окружающего мира, поэтому в играх желательно прибегать к сравнениям, например: «попрыгаем, как зайчики. Побежим тихо-тихо, как мышки, чтобы кот не проснулся».
  • Все двигательные задания должны быть связаны с конкретной задачей: «Бросим мяч в корзину, достанем рукой шарик».
  • Для ребёнка характерно неустойчивое внимание, низкая работоспособность, поэтому взрослый должен внимательно следить за состоянием ребёнка в процессе игры и постараться уловить признаки утомления (вялость, отвлекаемость, отказ от игры). При первых проявлениях этих признаков игру следует прекратить. Не нужно начинать игру тогда, когда ребёнок неважно себя чувствует или чем-то занят. Подождите, когда он закончит уже начатую игру, и только после этого предложите новую.
  • Начиная игру, вы должны поставить перед собой задачи, которые хотите сегодня выполнить (то есть чётко представить, чему вы будете обучать ребёнка, как будете обучать, какого результата хотите достичь). Разбейте свои действия на маленькие поддействия и обучайте малыша, как бы шагая с ним по ступеням лестницы, не пропуская ни одной и не перепрыгивая через несколько ступеней.
  • Используйте разные приёмы обучения: показ игрового действия взрослым; показ игрового действия другим ребёнком; подсказки в виде демонстрации действий, подсказки жестом, объяснения (подсказку нужно использовать лишь после того, как ребёнок уже сделал несколько попыток самостоятельно).
  • Давайте ребёнку чёткие, ясные, последовательные инструкции. Если ребёнок не понял вашей инструкции, её следует повторить.
  • Не следует делать слишком много замечаний ребёнку, поправлять его, показывать своё недовольство и нетерпение. Детей необходимо чаще хвалить, чем порицать, вовремя отличать даже самые маленькие их успехи. Поощрением может быть ваша похвала, улыбка, легкое похлопывание, небольшое угощение вместе со словесной похвалой. Поощрять ребёнка необходимо немедленно, чтобы он осознал связь между действием и похвалой.

Мышечная радость – основа восприятия и переработки информации об окружающем мире, поступающей с движениями, словами, музыкой. Именно в процессе движения, сопровождаемого словами, песенками, прибаутками, музыкой, решаются задачи речевого развития ребёнка раннего возраста:

  • развивается понимание речи;
  • расширяется активный словарь ребёнка;
  • формируются грамматические категории;
  • начинает образовываться фраза;
  • развивается наглядно-действенное мышление;
  • естественно происходит развитие мышечной системы, формирование двигательных навыков;
  • формируется эмоционально-волевая сфера.

Пономарёва Елена Германовна, педагог, специалист по раннему развитию ЦПС «Счастливый малыш»

 

*Перепечатка статей с сайта возможна лишь с письменного согласия ООО «Листа»